Q Club

Тандем Росії та Китаю на фоні західних квазі-санкцій

Центр глобалістики «Стратегія XXI»


(на основе американских, российских, китайских и европейских источников)

(RU) В конце прошлой недели заместитель советника президента США по национальной безопасности Тони Блинкен сообщил, что первоочередной задачей администрации США является нанесение ущерба ближайшему окружению президента России Владимира Путина. «Мы будем стремиться выявлять людей, которые находятся в его (Путина) внутреннем кругу, которые вносят значительный вклад в российскую экономику. Мы будем стремиться устанавливать компании, которые контролируются ими и другими людьми из внутреннего круга», — заявил Блинкен в программе телекомпании CBS «Лицом к нации».

О механизме американских санкций поведал журнал «Newsweek». Управление финансовой разведки и изучения терроризма (Office of Terrorism and Financial Intelligence, TFI) теперь занимается не только террористами и охотой за незаконными офшорными денежными потоками, но использует новейшие «финансовые вооружения» для нанесения ударов по отобранным целям, имеющим связи с враждебными правительствами. Черный список, целью которого было парализовать финансовые операции ближнего круга Путина в тот момент, когда российские войска двинулись на украинский Крымский полуостров – дело рук TFI. Атака американского министерства финансов привела в России к серьезным нарушениям в финансовых делах таких фигурантов черного списка, как Г. Тимченко и банк «Россия».

Управление по контролю за иностранными активами (Office of Foreign Assets Control, OFAC) — подразделение TFI, составляющее и рассылающее черные списки. Данный отдел министерства замораживает активы целей на территориях под юрисдикцией США и накладывает многомиллионные штрафы на нарушителей, к которым могут относиться любые зарубежные и американские физические лица или организации, уличенные в том, что они ведут бизнес с кем-то из списка.

Под санкции США попадают многочисленные фирмы Геннадия Тимченко, включая Volga Group, «Стройтрансгаз» и «Трансойл», компании братьев Ротенбергов, в том числе «Стройгазмонтаж». Любые активы физических и юридических лиц из списка, подпадающие под юрисдикцию США, будут заморожены. Фигурантам списка запрещен въезд в США. Американским компаниям запрещается вести дела с компаниями и гражданами, внесенными в список. Такого рода санкции – чувствительны для Кремля, если это санкции, а не декларации о намерениях. Некоторые про-кремлевские эксперты вопрошают: «Какое отношение Тимченко имеет к Крыму? Но … к Крыму имеет отношение Путин и все, кто имеет отношение к Путину, сейчас будут попадать в режим этих санкций».

Указанные шаги являются частью стратегии сдерживания Кремля со стороны США. Но, увы, они опаздывают на 4 месяца. Их время – начало 2014 года, еще когда Россия не вторглась в Крым, но уже было ясно, что она вмешивается во внутриукраинские дела, эмисссары ее спецслужб консультируют режим Януковича и с ее помощью запускается «кровавый сценарий» на Майдане.

О чувствительности темы «Тимченко – «Gunvor» – Путин» для Кремля наш Центр убедился после появления англоязычной версии работы «ЕС – Россия: ответить нельзя игнорировать» 9 января 2014 года. Публикация статьи в «Kyiv Post», где содержалась рекомендация для Европейской Комиссии изучить деятельность российских государственных компаний и трейдеров, торгующих российским энергосырьем, вызвала немедленную реакцию со стороны Gunvor. Она была адресована как редакции газеты, так и автору публикации.

Сейчас действия по сдерживанию необходимы, но они уже недостаточны. Действия США, как и Запада в целом – реактивны, но не превентивны. Танки, самолеты и спецназ не остановить финансовыми санкциями против банка «Россия» или госкомпаний.
Особенно, если оказывается, что одна из госкомпаний – Газпром – вдруг не появляется в черном списке. Россия несомненно учитывает реактивность действия США, неспособность Вашингтона перейти к превентивному характеру воздействий. Более того, Москва пытается действовать на опережение, готовясь к худшему из сценариев возможных санкций.

Российские источники достаточно скептичны к санкциям со стороны США и откровенно насмехаются с Б. Обамы: «… советники предложили Бараку Обаме два сценария — либо ввести санкции против целых секторов российской экономики, либо ограничиться наказанием руководителей крупных, экспортно ориентированных компаний. Президент США посчитал первый вариант преждевременным и выбрал второй сценарий. Персональные экономические санкции против определенных российских чиновников или бизнесменов предполагают «заморозку» их активов в американской юрисдикции и запрет гражданам США вести бизнес с людьми из списка. Однако ни Сечин, ни Миллер денег в зарубежных банках не хранят. «Все деньги держим в России», — говорит представитель «Роснефти». «У шефа все только в «Газпромбанке», — соглашаются в «Газпроме». Поэтому, по мнению экспертов, вводя санкции против Сечина и Миллера, навредить экономике в целом у Вашингтона не выйдет…»
Понедельник 28 апреля продемонстрировал Кремлю, что в Белом доме предпочли игру «в угрозу санкций» самим санкциям, что было прогнозируемо в Москве. Европа еще в большей мере чем США занимается имитацией санкций. Российские аналитики откровенно указывают на разницу в подходах США и ЕС. «Стоит отметить, что США являются не самым крупным экономическим партнером России. Ежегодный товарооборот между Россией и странами ЕС составляет $350-400 млрд, тогда как между США и нашей страной — около $20-25 млрд. Американская экономика в меньшей степени рискует от встречных убытков из-за введения санкций. В связи с этим, Евросоюз не торопится присоединяться к экономическим требованиям США по отношению к России. «Европейские государства принимают во внимание позицию Соединенных Штатов, но работают над санкциями в отношении России по собственной системе, независимо от Вашингтона», — отмечает представитель главы дипломатии Евросоюза Майкл Мэнн».
Кремль готов воспринять ТАКИЕ санкции, а точнее – имитацию санкций, как плату за право геополитической реконструкции евразийского пространства.

На чем базируется уверенность Кремля в безнаказанности (или ограниченности возмездия, имитированию санкций) за действия по глобальной деструкции миропорядка? На наш взгляд она стоит на двух китах.

1. Китай.
На Западе заблуждаются, когда считают, что Россия, сокрушая устои миропорядка, действует при этом в одиночку. Она действует при поддержке Китая. Эта поддержка не имеет активного характера. Нет «пакта Москва – Пекин». Пока что нет. Это поддержка по умолчанию – геополитическая солидарность двух автократий. Китай и Россия поделили Евразию «естественным образом». Россия отвечает за Европу, Китай – за Азию. Вместе они противостоят США и Японии. ЕС при этом не рассматривается как геополитический игрок и центр силы. Китай рассматривает пост-ЕСовскую (!) Европу как будущий трофей России. Россия же, в свою очередь, рассматривается как «внутренняя матрешка» будущей Евразийской империи Китая второй половины ХХІ столетия.

Представления Запада о том, что Китай является стратегической угрозой для России с Востока и что США, Европа и НАТО потенциальные союзники России в защите от «китайской экспансии» – ошибочны. Если бы Россия видела в Европе своего стратегического партнера в противостоянии «китайской угрозе», она не реализовывала бы курс на разрушение восточной политики ЕС и не считала бы соглашения об ассоциации со странами Восточного партнерства чем-то враждебным для себя. Она наоборот бы приветствовала подобное сотрудничество, как такое, что соответствует декларируемому подходу «общего экономического пространства от Владивостока до Лиссабона». Она не отдала бы туркменский газ Китаю. Также она не стала бы инициировать и строить трубопроводные мегапроекты по экспорту российской нефти (ВСТО), а в перспективе и газа («Сила Сибири») для стратегического противника. Россия и Китай, реализуя энерготранспортные проекты действуют как стратегические союзники, а не как стратегические противники. То, что эти проекты более выгодны Китаю и не дают должной экономической отдачи для России указывает на то, кто в китайско-российском стратегическом тандеме ведущий, а кто ведомый.

Показателен комментарий агентства «Синьхуа» от 23 апреля: «Китай и Россия – верные партнеры по сотрудничеству в энергетической сфере. Высшие руководители двух стран уделяют особое значение энергетическому сотрудничеству, которое является важной составляющей частью двусторонних отношений всеобъемлющего стратегического взаимодействия и партнерства и приобрело приоритетное значение…. В СМИ появились сообщения о том, что Китай и Россия демонстрируют активный подход к энергетическому сотрудничеству в связи с переориентацией России на Восток — Азию на фоне обострения отношений с Западом из-за присоединения Крыма к России… Согласно прогнозам, наблюдающаяся тенденция снижения спроса на российскую сырую нефть и природный газ в Европе, и проводимая в Китае реформа механизма ценообразования на рынке природного газа, в рамках которого осуществлена увязка цен на природный газ с ценами на альтернативные энергоносители и сформированными рыночными факторами, будут содействовать подписанию контрактов о поставке газа из России в Китай по восточному маршруту».

Индикатором тайного китайско-российского геостратегического партнерства станет окончательное согласование цены на газ и подписание двустороннего газового контракта, переговоры о котором ведутся уже 10 лет. Весьма вероятно, что майский визит В.Путина в Пекин увенчается «успехом». Москва подпишет контракт с Пекином на его ценовых условиях и получит крупный денежный аванс. «Газпром» с энтузиазмом возьмется за строительство «откатопровода» «Сила Сибири». Скорее всего, Пекин получит право на разработку крупнейших восточносибирских газоконденсатных месторождений, поскольку России они не под силу. Предполагаемые проекты (и добычной, и газотранспортный) будут такими же экономически невыгодными для России, как и ВСТО, тем не менее Москва получит не только финансовую инъекцию, но и солидарность Пекина в ее действиях в Европе. Плюс Россия даст карт-бланш Китаю на его крымские проекты, оговоренные с режимом Януковича.

Еще одним индикатором китайско-российского геополитического тандема станет поддержка Россией китайской аннексии ряда спорных островов в сопредельных морях. Эта поддержка будет аналогична той, что Китай оказал России в ООН по крымскому вопросу.

Также российские источники указывают на план тандема нанести серьезный «геополитический удар» по США, а именно – в противовес Панамскому каналу совместными усилиями построить новый канал в Никарагуа. Китай начнет строительство и эксплуатацию канала вместе с российскими компаниями. Предварительная стоимость проекта оценивается уже в сумму более 40 млрд. долларов. Начало постройки намечено на декабрь 2014 года. Отмечается, что глубина канала составит 22 метра, ширина — 60 метров, а протяженность достигнет 286 километров. То есть канал в Никарагуа должен быть глубже, шире и длиннее своего аналога в Панаме. Планируемое начало эксплуатации – 2019 год, окончание строительства – 2029 год. (Никарагуа в числе 11-ти государств, которые поддержали позицию РФ при голосовании в ООН по вопросу о референдуме в Крыму.)

2. Транснациональные корпорации.

Вторая опора и надежда Москвы (и Пекина тоже) на крупные компании, имеющие свой бизнес в России и прежде всего в энергетическом секторе. Невзирая на санкции, налагаемые на Россию странами Запада за аннексию Крыма, британо-нидерландский нефтегазовый концерн «Royal Dutch Shell» намерен расширять свою деятельность в стране. Об этом президенту РФ В.Путину сообщил 25 апреля глава компании Бен ван Берден. «Мы крайне заинтересованы в укреплении нашей позиции в Российской Федерации», – заявил исполнительный директор Shell, добавив, что надеется на продолжительную работу в России.

Президент по разведке и добыче французской Total Ив-Луи Дарикарэр в ходе нефтегазового саммита СНГ отметил, что Россия остается стратегически важной страной для его компании. «Мы уверены, что нынешняя напряженность не повлияет на нашу деятельность в России как долгосрочного инвестора», — сказал Дарикарэр.

«Роснефть» вместе с американской ExxonMobil приступили к осуществлению масштабной программы освоения российского шельфа. 8 апреля Арктический научно-проектный центр шельфовых разработок /совместное предприятие «Роснефти» и ExxonMobil/ завершили подготовку к старту самой масштабной ледовой исследовательской экспедиции в новейшей истории России. Исследования позволят получить данные, необходимые для начала освоения Арктики… Кроме того, у «Роснефти» подписаны соглашения о стратегическом сотрудничестве с рядом крупных американских компаний, включая General Electric.

Еще один пример. Из сообщения «Газпрома»: «22 апреля в Вене прошла рабочая встреча Алексея Миллера и Генерального директора компании OMV Герхарда Ройса. Была дана высокая оценка деятельности «Газпрома» как надежного поставщика, в значительной степени способствующего энергетической безопасности Австрии и Европы в целом. Было отмечено, что текущая геополитическая ситуация подтверждает актуальность создания альтернативных маршрутов поставок российского газа европейским потребителям. Как сказал по итогам встреч Алексей Миллер, «в целях оптимизации проекта „Южный поток“ и учитывая имеющийся портфель контрактов „Газпрома“ мы согласились с предложением австрийской стороны проработать возможность строительства участка газопровода в Австрии в рамках действующего межправительственного соглашения, параллельно с ведущимися работами по строительству газопровода по территории Словении».

Перечень примеров, когда компании мирового уровня занимают позиции, играющие на руку Москве, можно продолжать. Суть, однако, не в этом. Она состоит в том, что в конфликте интересов и ценностей верх берут интересы. И Европа здесь наиболее характерный пример. Она продолжает реагировать на российскую политику диалогово-кооперационным механизмом, не понимая того, что этот механизм в условиях «гибридной войны» работает на агрессора.

В интервью немецкой газете «Welt am Sonntag» европейский комиссар по энергетике Г. Эттингер заявил: «Мы в ЕС согласны с тем, что газовый сектор не должен быть приоритетным в вопросе о возможном введении экономических санкций как для Евросоюза, так и для России». «Я против того, чтобы наши отношения с Россией в газовой сфере в ближайшие годы стали менее интенсивными или вообще прекратились», — заявил еврокомиссар.

Кстати, «Газпром» так и остается не оштрафованным по итогам проведенного расследования его деятельности на рынках стран ЕС.

Не до конца понятной остается ситуация и вокруг проекта «Южный поток». Отказа от него со стороны ЕС так и не произошло. «На уровне рабочей группы по „Южному потоку“, которая была учреждена в начале года с целью наметить правовые рамки строительства газопровода на территории ЕС, осуществляется обмен мнениями по техническим и правовым вопросам. Однако переговоров на политическом уровне в настоящее время не проводится», — заявила пресс-секретарь еврокомиссара по энергетике С. Бергер.

Министр энергетики РФ Александр Новак отметил, что реализация проекта проходит в соответствии с межправительственными соглашениями, поэтому она не может быть приостановлена. Он сообщил, что Минэнерго РФ продолжает вести консультации с представителями Еврокомиссии. В компании «Южный поток — Болгария» также опровергли ранее появившиеся в СМИ сообщения о демонтаже труб газопровода. «Работа над проектом «Южный поток» в Болгарии продолжается», — сообщил ИТАР-ТАСС представитель компании.

Что ожидать Западу дальше от неформального русско-китайского тандема?

Формализация русско-китайского стратегического альянса может состояться уже во время майского визита В. Путина. Его базис, скорее всего, будет в обертке новых инициатив экономического сотрудничества. Одно из главных намерений сторон – отказаться от доллара США во взаимных расчетах и использовать рубль и юань. Углеводородные ресурсы Восточной Сибири будут отданы под китайскую разработку в обмен на китайские деньги для Кремля. На эти деньги делается ставка с тем, чтобы в случае если вдруг Запад от квази-санкций перейдет к реальным действиям, продержаться некоторое время.

Россия сделает все, чтобы газ Каспийского региона не попал в Европу, даже если будут построены газопроводы TANAP и TAP. Крымской кампанией Россия уже показала, как газ шельфа Черного моря может и дальше оставаться «прогнозными ресурсами морских недр». (Сейчас Россия пытается сделать то же самое в отношении проектов разработки нетрадиционного газа на материковой Украине.) Поэтому, «горячий сценарий» ожидает Южный Кавказ.

Также в дальнейшем Европа получит новые зондажи – Молдовой, Болгарией, Латвией. Кремль пойдет путем создания цепной реакции управляемого хаоса на континенте.

Китай оккупирует спорные острова в прилегающих морях. Будут ли это острова Сенкаку (Дяоюйдао) в Восточно-Китайском море или архипелаг Спратли (Чыонгша) в Южно-Китайском море – вопрос вторичный. Это будет китайский зондаж позиции Запада по аналогии с Крымским зондажом со стороны России. Произойдет ли это еще в этом году или в следующем – не суть важно. Но Пекин будет торопиться на фоне намерений Японии при поддержке США пересмотреть отдельные положения конституции страны, ограничивающие ее участие в системах коллективной обороны.

Что касается Украины, то квази-санкции Запада дали «зеленый свет» Москве на отстрел украинских политических фигур. Покушение на харьковского мэра Г. Кернеса – тому подтверждение. Также речь пойдет о новом витке внутренней дестабилизации регионов не только Юга и Востока Украины, но также и на Западе. В частности, речь может идти о Закарпатье, где происходит активизация «русинского сепаратизма». Закарпатье – важный транспортно-транзитный узел, соединяющий Украину с ЕС. Именно через Закарпатье Украина получает газ «по реверсу». Россия по мере приближения даты 25 мая будет пытаться еще больше «ввести Украину в резонанс», то есть, создавать множественную дестабилизацию. Поимки диверсионных групп в центре и на западе страны подтверждение тому.

Таким образом, квази-санкции Запада в отношении Кремля, подобно неспособности центральной власти в Киеве уничтожить группы сепаратистов, стимулируют амбиции неформального тандема медведя и дракона по переформатированию геополитического пространства Евразии и выбрасыванию США и ЕС на обочину мировых политических и экономических процессов.

Теги