Q Club

Уровень безработицы в регионах повышается

Государственные предприятия Львовско-Волынского угольного бассейна на грани банкротства. Последний шанс на спасение — изменение государством технологии переработки бурого угля и привлечения инвесторов

Проблемы функционирования государственных шахт переживает не только Восточный регион Украины. Склады государственных предприятий «Львовуголь» и «Волыньуголь» переполнены. Из-за долгов за электроэнергию участились отключения на рудниках света. Работникам обогатительной фабрики задолжали зарплату еще с ноября прошлого года …

«Сначала основной закупщик — энергогенерирующая компания ДТЭК» Западэнерго «(входит в состав группы СКМ Рината Ахметова — ред.) Не хочет покупать наш уголь, а теперь еще и Министерство энергетики прислало письмо, что в этом году будут закрыты три шахты, и все это без никаких переговоров с профсоюзами. Если шахты закроют, на улице окажутся более двух тысяч работников «, — рассказал» Немецкой волны «о ситуации, сложившейся председатель регионального объединения Независимого профсоюза горняков Украины Михаил Сабля. Кроме «Львовуголь», еще три шахты планируют закрыть и на «Волыньуголь».

Исполнительный директор ДТЭК «Западэнерго» Юрий Рыженков в комментарии изданию «Коммерсант-Украина» отметил, что компания готова покупать всю продукцию львовских шахт надлежащего качества. Он признает, что из логистических мотивов брать львовский уголль для сжигания на теплоэлектростанциях выгодно, но из-за ценового фактора приоритет предоставляют «Павлоградуголь» и «Добропольеуголь», находящихся в собственности ДТЭК. К тому же во львовском угле высокое содержание серы, отметил Юрий Рыженков, что добавляет проблем с соблюдением экологических нормативов.

Шанс — в новых технологиях

Хотя государство уже не имеет рычагов влияния на закупщика как частную структуру, спасти шахты Западного региона, добывающих бурый уголь для украинской экономики, может, заявил в интервью «Немецкой волне» президент Киевского международного энергетического клуба «Q-Club «Александр Тодийчук.

«Для этого правительству нужно отказаться от примитивной технологии сжигания бурого угля, которая действительно является энергетически малоценной для ТЭС. На бурый уголь надо обратить больше внимания, ведь в мире существуют современные технологии его переработки на моторные масла — бензин и дизтопливо. Только надо открыть путь для зарубежных инвесторов без обременительных условий и с определенными гарантиями, поскольку такие проекты быстро не окупаются «, — объясняет он.

По его словам, переработкой бурого угля уже интересовались немецкие и южноафриканские инвесторы, но тогда государство при наличии дешевого газа проигнорировала их предложения. Эксперт не исключает, что после прихода в Украину крупных компаний Shell и Chevron интерес к украинским шахтам бурого угля может повыситься. И все должно происходить на открытом тендере при приемлемых условиях, отмечает председатель Киевского международного энергетического клуба.

Сильные игроки не для украинской монополии

Впрочем эксперт энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко пессимистично оценивает шансы иностранного инвестора прийти в угольную отрасль страны. «Прозрачного рынка и конкурентных условий в угольной отрасли Украины нет и не ожидается. Никто не упустит сильных западных игроков, действующих по рыночным правилам, — говорит он. — Потому что тогда крупный украинский бизнес потеряет монополию и превратится в привычных бизнесменов с умеренными выгодами «. Наивно думать, что власть может заботиться о национальных интересах, когда речь идет об энергетической сфере, говорит Владимир Омельченко. «Структура украинской власти — это филиал по обслуживанию крупного капитала, поэтому все привлекательные объекты угольной отрасли давно приватизированы или переданы в концессию, а государство» тянет «наиболее убыточные объекты. Такое корпоративное, клановое мышление было присуще всем властям времен независимости «.

Эксперт считает, что государство должно определить эти шахты, которые уже абсолютно неперспективными, и закрыть их. Деньги, которые сейчас вкладывают в их поддержку, лучше направить на социальное обеспечение, которые останутся без работы, и на создание новых рабочих мест.

Сознательное банкротстве

Учитывая, что государство не слишком проникается проблемами функционирования шахт в Западном регионе, можно предположить, говорит Александр Тодийчук, что их сознательно «дожимают» — берут максимум без вложения денег. А затем запускается известная схема: банкротство и продажа за копейки. А уже через год в частных руках эти копи странным образом становятся прибыльными, объясняет аналитик.

Опрошенные «Немецкой волной» эксперты также не исключают, что проблемы, с которыми сейчас сталкиваются шахты Львовско-Волынского угольного бассейна, имеют не только экономическую, но и политическую составляющие. Бизнес и власть являются выходцами из одного региона — Донецкой, говорит Владимир Омельченко. Там, по его словам, основной электорат, поэтому и приоритет отдается восточным шахтам.

По материалам: «Львовская почта»

Теги