События

05
июня 2008
«Круглый стол» на тему «Политика правительства относительно последующей судьбы облгазов и формирования газового рынка в Украине»

Цена безопасности

Эксперты о газораспределительных сетях

«Взрывы газа в жилищном секторе будут длиться, поскольку Украина приблизилась к границе техногенного сноса газораспределительных сетей. В то же время, государство фактически не имеет четких планов относительно их реконструкции» - отмечали 5 июня участники «круглого» стола, организованного Киевским международным энергетическим клубом «Q-club».
Нормальному развитию соответствующей отрасли мешают бюрократы, которые с 1994 года тормозят решение неотложных проблем» - заявил во время дискуссии президент «Q-club» Александр ТОДИЙЧУК. По его мнению, «отсутствие надлежащего законодательства, правил игры на рынке становится выгодным отдельным представителям правительства, поскольку дает возможность в «ручном» режиме руководить отраслью». «Не нужно ничего выдумывать относительно условий деятельности газораспределительных систем -достаточно адаптировать к условиям Украины опыт, например, России или стран Балти, которые значительно опередили Украину на пути их реформирования» - считает ТОДИЙЧУК. Участники дискуссии отмечали то, что «отсутствие практического законодательства в отрасли газоснабжения и пользования газовыми сетями» является тормозом для нормальной деятельности облгазов.
«Мы наверно исчерпали концепцию 1994 года» и в настоящее время отношения, в которых находятся облгазы, «фактически противоречат действующему законодательству» - заявил Василий МАРЧУК, председатель правления ОАО «Львовгаз». Согласно требованиям его коллег, «правила игры на рынке должны быть установлены на законодательном уровне». То есть государство должно решить, «что она будет делать со своими газовыми сетями».
Если государство передаст эти сети «в пользование специализированных организаций, должны быть выработаны требования к этим организациям на законодательном уровне, а также закреплен прозрачный механизм формирования тарифов», считает МАРЧУК. По мнению Ивана ВАРГИ, советника министра топлива и энергетики, действия государства должны быть системными. В первую очередь, должна быть выработана соответствующая государственная концепция, а также ряд базовых законов и нормативных актов, которые бы как можно шире охватывали сферу отношений в треугольнике «потребители газа – газораспределительные компании - транзитеры», считает он. Участники «круглого» стола планируют обратиться со своими предложениями к Президенту, правительству, парламенту. Материалы дискуссии будут обнародованы в ближайшее время.
В дискуссии приняли участие Бурзу АЛИЕВ, заместитель министра топлива и энергетики Украины, Иван ВАРГА, советник министра топлива и энергетики, Иван ДИЯК, советник главы НАК «Нафтогаз Украины», Павел КАЧУР, исполнительный директор альянса «Новая энергия Украины», Валерий БОРОВИК, председатель правления альянса «Новая энергия Украины», Василий МАРЧУК, председатель правления ОАО «Львовгаз», Иван ЯРОВОЙ, председатель профсоюза работников газовых хозяйств, Елена КОВАЛЕНКО, представитель Ассоциации газораспределительных сетей, Михаил ГОНЧАР, эксперт центра «НОМОС», Владимир ЗАРИЦКИЙ, американский эксперт в сфере ТЭК, Виталий ДЕМЯНЮК, генеральный директор компании «ГАЗЕКС-Украина, Сергей НАСВИЩУК, директор юридического департамента Министерства топлива и энергетики Украины, другие.



    Тезисы

  • Павел КАЧУР: «В бюджете-2008 нужно предусмотреть целевую надбавку к цене на газ для модернизации газовых сетей»

    «Предлагаю по итогам обсуждения в Киевском международном энергетическом клубе направить предложения к Закону о государственном бюджете относительно установления целевой надбавки к цене на газ и предусмотреть ее использование на модернизацию газовых сетей», заявил Павел КАЧУР, исполнительный директор Альянса «Новая энергия Украины». Как известно, сейчас правительство готовит изменения к Закону Украины «О Государственном бюджете на 2008 год».

    По словам эксперта, «модернизацию сетей нужно проводить немедленно». При этом «важно опередить предубежденно теневой переход газовых сетей в собственность частных структур» - отметил Качур. По его мнению, «один из подходов к решению проблемы – модернизация систем за счет надбавки, которая имеет целевое назначение». Можно ли ее закладывать в тариф? «Нежелательно, потому что не исключены в будущем споры и судебные иски со стороны частных операторов, что модернизация выполнена за их средства» - считает эксперт. «Когда же надбавку к тарифу на модернизацию установить как целевую, оснований для двусмысленной трактовки не будет» - заявил он. Качур напомнил, что «в электроэнергетике такая надбавка себя оправдала и дала очень позитивный результат».

  • Татьяна КАЛИНИЧЕНКО: «Облгазы не могут планировать свою деятельность, поскольку договора на пользование газопроводами противоречат действующему законодательству и могут быть разорваны в любое время»

    «Действующие договора на пользование газопроводами противоречат действующему законодательству» -- заявила Татьяна КАЛИНИЧЕНКО, адвокат юридической компании «Олруст». По ее словам, «по условиям настоящих договоров последние могут быть разорваны в любое время». Областные газовые хозяйства, имея такие договоры, «не в состоянии планировать даже текущую деятельность, в том числе -- ремонты газораспределительных систем в необходимых объемах -- и как следствие, не могут обеспечить их безопасного использования», считает она.

    По мнению КАЛИНИЧЕНКО, «сегодня фактически нет ответственного за газораспределительные системы, в соответствии с требованиями действующего законодательства». Адвокат объяснила, что «владельцем газораспределительных систем является государство в лице Фонда государственного имущества, их фактическими пользователями - есть облгазы на основании договоров на бесплатное пользование государственным имуществом». По ее словам, «договора были заключены с 1998 по 2001 годы на основании приказа ФГИУ, который позже был упразднен за протестом Генеральной прокуратуры». В то же время, «с 1 января 2004 года вступили в действие - новая редакция Гражданского кодекса и Хозяйственный кодекс Украины», разъяснила КАЛИНИЧЕНКО. По ее словам, «на сегодня в действующем законодательстве отсутствуют правовые нормы, которые бы позволяли передавать государственное имущество в бесплатное пользование».
    В то же время, «законодательством предусмотрена передача государственного имущества в пользование на основании договора аренды или концессии», заявила адвокат. При этом, «газораспределительные системы передавать в аренду законодательством запрещено», отмечает КАЛИНИЧЕНКО. В то же время, «возможной является передача газопроводов в концессию согласно Закона Украины «О концессии», при условии определения Кабинетом министров уполномоченного государственного органа на заключение договоров концессии и условий заключения отмеченные договоры», разъяснила она. То есть, по ее словам, «действующие договора на пользование газопроводами противоречит действующему законодательству, по условиям настоящих договоров последние могут быть разорваны в любое время».
    В то же время, у облгазов «отсутствуют денежные средства, необходимые на проведение ремонтов газораспределительных систем», отмечает КАЛИНИЧЕНКО. По ее словам, «действующие тарифы на снабжение природного газа и на его деление заниженные». «Средств, которые получают облгазы, не хватает даже на выплату заработной платы надлежащего уровня работникам газовых предприятий», заявила адвокат. Как следствие -- кадровый голод.
    КАЛИНИЧЕНКО также считает существенной преградой на пути развития «отсутствие законодательства, которое устанавливает правила игры на газовом рынке Украины». Сегодня, по ее словам, «действует постановление Кабинета министров №1729 «О порядке обеспечения природным газом потребителей Украины», в которую ежегодно вносятся изменения». Кроме этого, правила игры на рынке определяет также «приказ НАК «Нафтогаз Украины», который тоже принимается ежегодно в зависимости от условий подписанных контрактов на импорт природного газа в Украине», отмечает юрист. Причем «на протяжении 10 годов не принят ни один закон, который бы регулировал порядок и условия газоснабжения, хотя есть достаточно законопроектов на эту тему» - отмечает КАЛИНИЧЕНКО.
    По ее мнению, «правовому беспорядку, отсутствию ответственности за беспечность газоснабжения, отсутствие государственной программы на проведение ремонтов ГТС Украины и содержания ее в должном техническом состоянии за государственные средства или средства инвесторов, может привести к грустным последствиям». Юрист напомнила, что «газопроводы в Днепропетровске, где в октябре прошлого года произошел ужасный взрыв в жилом доме, построены около 40 лет тому назад». В то же время, по ее словам, «в западных областях Украины газопроводы построены около 70 лет тому назад».

  • Сергей ДЯЧЕНКО: «Необходимо создать единственный государственный реестр трубопроводного транспорта, а также законодательство относительно условий его передачи в концессию»

    «При нынешнем законодательстве передача трубопроводного транспорта в платное пользование -- то есть аренду или концессию -- может быть использована для его приватизации» -- заявил пресс-службе Киевского международного энергетического клуба Q-club Сергей ДЯЧЕНКО, помощник секретаря СНБОУ. По словам эксперта, «понятно, что нужно решать, кто и каким образом возьмет на себя ответственность за состояние газораспределительных систем». В то же время, «перед тем, как впритык подойти к «концессионному» вопросу, необходимо развязать два ключевых задания -- создать соответствующее законодательство и единственный государственный реестр трубопроводного транспорта» -- отмечает он.

    ДЯЧЕНКО заметил, что «инвентаризация Фонда государственного имущества и НАК «Нафтогаз Украины» не отвечает потребностям решения такой сложной юридической проблемы, как передача в концессию, и может быть использована разве что для принятия управленческих решений». По его мнению, «большой проблемой является непрозрачность отношений собственности на газораспределительных предприятиях». С одной стороны, «владельцы облэнерго, владея лицензией и контрактом, имеют прибыльный бизнес и монопольное положение на рынке», с другой стороны -- «из-за непрозрачности отношений собственности они нередко становятся жертвами политического давления» -- прокомментировал ситуацию эксперт.
    В то же время, по его словам, «нынешняя система тарифов не обеспечивает простого экономического воссоздания газотранспортных предприятий, а также трубопроводов, которые они эксплуатируют». В частности, «в еще в 2002 году эксперты прогнозировали в срок 5-6 лет возможность серьезных техногенных аварий -- в частности в Днепропетровске» -- напомнил ДЯЧЕНКО.
    При этом, по его мнению, «газотранспортные предприятия забывают о возможностях инвестирование в развитие системы телеметрии, для чего существуют все законодательные возможности». ДЯЧЕНКО заметил, что «традиционно именно эти предприятия отвечают за телеметрию и формирование баланса газа на подотчетной территории».

  • Сергей НАСВИЩУК: «В странах ЕС функции эксплуатации, обслуживания газовой сети, а также транспортировки и продажи газа выполняют разные юридические лица»

    «Если выходить из европейского опыта, то в странах ЕС владелец газотранспортной сети не занимается ее эксплуатацией, обслуживанием, а также транспортировкой и продажей газа» -- заявил пресс-службе Киевского международного энергетического клуба Q-club Сергей НАСВИЩУК, директор юридического департамента Министерства топлива и энергетики Украины. По его словам, «в ЕС эти функции выполняют разные юридические лица».

    В то же время, в «Украине облгазы оспаривают право государственной собственности на распределительные газовые сети», заявил НАСВИЩУК. По его словам, «сегодня через суд группа облгазов ставит вопрос о предоставлении бессрочной лицензии на пользование ими». «Если мы говорим о европейской модели, то при создании соответствующей концепции нужно выходить из этих ключевых принципов - отмечает НАСВИЩУК. - А именно - государство должно создать государственное предприятие, в собственности которого будут находиться газовые сети». В свою очередь, по его словам, «облгазы будут иметь статус организаций, которые за соответствующую плату будут эксплуатировать эти сети». «Отдельно созданы организации, исходя из европейского опыта, будут реализовать этот газ на местах, перечисляя облгазам деньги за сбор платы за газ у населения» -- считает НАСВИЩУК.
    В то же время, по его мнению, «закон о принципах функционирования газового рынка настолько выхолостили, что даже в случае его введения в действие он не в состоянии будет установить четкие правила игры на газовом рынке».

  • Виталий ДЕМЯНЮК: «Мы готовы к государственному контролю, поскольку хотим перейти на низкорентабельный, но очень стабильный бизнес».

    «Мы готовы до того, что нас будут контролировать. Потому что хотим перейти на низкорентабельный, но очень стабильный бизнес» -- заявил пресс-службе Киевского международного энергетического клуба Q-club Виталий ДЕМЯНЮК, генеральный директор «ГАЗЕКС-Украина». По его мнению, «передача газораспределительных систем в концессию обеспечит интересы государства с точки зрения права собственности». «Безусловно, при проведении соответствующего конкурса могут быть установлены требования относительно транспарентности владельцев газораспределительных сетей», - считает ДЕМЯНЮК.

    По его словам, «сейчас нет никаких проблем с нашей стороны относительно удовлетворения потребностей государства в сохранении газораспределительных сетей, их развития и модернизации». Однако, по мнению ДЕМЯНЮКА, «государство должно определиться, чего она хочет». «Если речь идет о возможной реприватизации, тогда и соответствующие инвесторы будут вести себя должным образом. Если нет -- то не нужно тихо выталкивать из рынка инвесторов» -- отмечает он.
    По мнению генерального директора «ГАЗЕКС-Украина», «государству и частным владельцам на газовом рынке, в первую очередь, нужно преодолеть взаимное недоверие». «Уровень эластичности тарифов облгазов настолько низкий, что о любых злоупотреблениях не может быть и речи -- отмечает он. -- 55% от объемов тарифа – это собственные технологические расходы, 35% -- существенно занижена зарплата, 10% -- материальные и другие расходы». По словам ДЕМЯНЮКА, «поскольку тариф экономически необоснованный, у нас есть соответствующие проблемы с газовыми расчетами». В то же время, «как только тариф будет отрегулирован, поднимется ликвидность системы, и мы начнем нормально работать» -- считает он.

  • Иван ВАРГА: «Одним законом невозможно воспроизвести взаимоотношения всех субъектов газового рынка»

    «Сегодня мы бы должны были предложить правительству срочно взяться за разработку концепции функционирования газового рынка, поскольку одним законом невозможно воспроизвести взаимоотношения всех субъектов» - заявил пресс-службе Киевского международного энергетического клуба Q-club Иван ВАРГА, советник министра топлива и энергетики Украины. Он напомнил, что «на «газовом» поле, кроме потребителей и поставщиков, много других игроков».

    По его мнению, «реформирование газового рынка должно состояться в два этапа». «На первом - юридические пробелы могут быть заполнены указами Президента и нормативными актами правительства, чтобы на переходный период газовый рынок работал в определенном правовом поле - прокомментировал он ситуацию. - Второй этап реформ должен быть реализован через законодательные решения парламента». Эксперт напомнил, что «Министерство топлива и энергетики является субъектом законодательной инициативы». «Чего хочет государство от газового рынка?», - задал риторический вопрос ВАРГА. По его мнению, «если под государством понимать правительство, то дать ответ на этот вопрос очень сложно, поскольку правительства часто изменяются». В то же время, «эксперты и частный бизнес также являются частью государства, и заседание Киевского международного энергетического клуба является шагом до установления «правил игры» на газовом рынке» -- констатировал он.

  • Михаил ГОНЧАР: «Рентная плата за транспортировку нефти и газа является двойным налогообложением»

    «В Украине с легкой руки нынешнего премьер-министра - тогдашнего председателя бюджетного Комитета Верховной Рады - в бюджете-99 была введена рентная плата за транспортировку нефти и газа» - заявил пресс-службе Киевского международного энергетического клуба Q-club Михаил ГОНЧАР, руководитель энергетических программ Центра «НОМОС». По его мнению, «такой шаг абсолютно не стыкует с мировой практикой, будучи, в сущности, двойным налогообложением».

    За разъяснением ГОНЧАРА, «деньги фактически изымаются из оборота газо- и нафтотранспортних компаний и проедаются через бюджетную систему». Он напомнил, что «в свое время еще «Укртранснефть» неоднократно посылала предложения в органы власти, чтобы тем же бюджетным законом было предусмотрено целевое использование рентной платы для потребностей реконструкции газо- и нафтотранспортной систем -- в том числе, газораспределительных сетей». Однако, по словам эксперта, «эти предложения залегли в правительствах «нескольких созывов» на глубокое дно».

  • Павел КАЧУР: «Газораспределительные сети Украины, к которым четко очерчен внешний интерес, могут стать дополнительным элементом внешнего политического давления»

    «К газораспределительным сетям Украины и операторов на рынке газоснабжения четко очерчен внешний интерес» -- заявил пресс-службе Киевского международного энергетического клуба Q-club Павел КАЧУР, исполнительный директор Альянса «Новая энергия Украины». По его словам, «мы не можем допустить, чтобы этот сектор системы газообеспечения страны стал дополнительным элементом внешнего политического давления». Качур отметил, что «со стороны государства должны быть выставлены определенные предохранители».

    В то же время, КАЧУР напомнил, что «газораспределительные сети – это в первую очередь техногенный объект, и вопрос №1 на сегодня – безопасность». По его мнению, «в Украине уже подзабыли Алчевск и Днепропетровск, которые были серьезным предупреждением, что к техническому состоянию инфраструктурных объектов нужно относиться ответственно -- то есть не экономить на регламентных работах, на возобновлении технического состояния, не заниматься популизмом в тарифной политике». Как заметил Качур, «главное задание для гарантирования безопасной эксплуатации газовых сетей – как обеспечить их модернизацию».
    «Второй вопрос – вопрос собственности» -- считает эксперт. «Сети не подлежат приватизации. Это правильно. Владельцем их есть государство. Но возникает логический вопрос: что сегодня делает государство как владелец, чтобы сохранить свое имущество? Какие институции или должностные лица несут за это ответственность?», -- задал риторический вопрос исполнительный директор Альянса «Новая энергия Украины». По его мнению, «важно также обсудить предложения относительно политики государства как владельца пакетов акций облгазов». «Мне тяжело понять, какую цель преследует КМУ удерживая 10-20 % пакеты акций в облгазах -- заявил Качур. -- Тем более, что этой цели не видно даже там, где государство имеет контрольный пакет акций». Он призывал экспертов и субъектов газового рынка «произвести консолидированную мысль, гармонизированную позицию относительно того, которой должна быть государственная политика по отмеченным вопросам».

  • Александр ТОДИЙЧУК: «Отсутствие законодательных «правил игры» на газовом рынке выгодно отдельным руководителям отрасли и правительства, которые хотели бы руководить рыночными процессами в «ручном» режиме»

    «С 1994 года на газовом рынке отсутствует надлежащее законодательство, которое определяет основные «правила игры». Такое состояние дел, к сожалению, выгодно отдельным руководителям отрасли и правительства, которые хотели бы руководить рыночными процессами в «ручном» режиме» -- заявил на «круглом» столе 5 июня Александр ТОДИЙЧУК, президент «Q-club», советник министра топлива и энергетики Украины

    По его словам, «сегодня не только страны Восточной Европы, а даже РФ обогнала Украину в деле реформирования газораспределительных систем». «Нужно воспользоваться западным опытом реформирования газового рынка, адаптировав его к внутренним потребностям», отмечает ТОДИЙЧУК. Он считает, что «одной из главных преград на пути развития газового рынка есть отсутствие законодательного определения форм собственности, отсутствующая также четкая форма отчетности облгазов». ТОДИЙЧУК из ссылки на неофициальные источники, сообщил, что «в системе облгазов раньше пропадало» 4 млрд. кубометров газа ежегодно». Сейчас, по его словам, «эта цифра ориентировочно составляет 1,5 млн. кубометров».

  • Иван ДИЯК: «Газораспределительные сети должны быть переданы в аренду или концессию»

    «Поскольку большинство облгазов уже в частной собственности, то газораспределительные сети, которыми они пользуются, должны быть переданы в аренду или концессию ради установления ответственности за их развитие и поддержку в рабочем состоянии» -- заявил Иван ДИЯК, советник головы НАК «Нефтегаз Украины». По его словам, «для этого должны быть внесены соответствующие дополнения в закон о трубопроводном транспорте».

    По его мнению, «приватизация облгазов происходила хаотически». «Если мы приватизировали облгазы, скажите, что мы приватизировали? Фактически только здания и автотранспорт, поскольку газораспределительные системы остались в собственности государства» -- заявил ДИЯК. В связи с этим, по его словам, «остался без ответа вопрос, кто будет нести ответственность за состояние газораспределительных сетей». Он напомнил, что «два закона Украины запрещают приватизировать ГТС -- при этом, ею пользуются частные структуры». По его словам, «инвентаризация газораспределительной системы не проводилась, потому что она не только государственная, а еще и частная -- значит ничейная».
    Эксперт напомнил, что «газотранспортная система не вечна -- нужно вкладывать средства в ее модернизацию, построение новых ответвлений, создания системы контроля». «Если речь идет о больших объемах транзита, то вопрос закупки газа решается на государственном уровне -- прокомментировал ситуацию ДИЯК. -- Что касается доставки газа потребителям через облгазы, то это вопрос ненормирован». По его словам, «у нас много лет не могут утвердить закон о рынке газа, в связи, с чем никто никоим образом не отвечает за ситуацию».

  • Иван ЯРОВИЙ: «Все облгазы работают с убытком даже по такой составляющей, как зарплата»

    «Сегодня никто не может сказать -- даже НКРЕ -- что расчеты тарифов облгазов не обоснованы. Все облгазы работают с убытком даже по такой составляющей, как зарплата», заявил Иван ЯРОВОЙ, председатель профсоюза работников газовых хозяйств Украины.

    По его словам, «нам говорят о поднятии зарплаты работникам облгазов к средней по нефтегазовой отрасли». «При этом не решается вопрос приведения в соответствие цены на газ, который используется на производственно-технологические расходы, предусмотренной действующим тарифом, к фактической цене закупки газа -- комментирует он ситуацию. -- Такие действия приведут лишь к негативным последствиям, поскольку не будет реальных денег для выплаты зарплаты». Он напомнил, что сразу после страшной техногенной катастрофы в Днепропетровске 13 октября 2007 года «были очень много разговоров на всех уровнях о необходимости употребления срочных мероприятий по улучшению состояния дел в отрасли, в частности – обеспечение надлежащего технического состояния газовых сетей, приведения их в надлежащее состояние, укомплектования необходимой нормативной численностью и установление достойной заработной платы работникам». «Однако со временем все спустили на тормоза» -- заявил ЯРОВОЙ. В настоящее время, по его словам, «состоялись три встречи с премьером, но выполнение протокольных решений этих встреч осуществляется очень медленно».

  • Владимир ЗАРИЦКИЙ: «В США, на международных форумах по ТЭК, Украину вспоминают все реже»

    «Как участник и организатор международных конференций по проблемам ТЭК, в которых принимал участие американский сенатор ЛУГАР, должен констатировать, что Украина вспоминается все реже» -- заявил Владимир ЗАРИЦКИЙ, американец украинского происхождения, эксперт в сфере ТЭК, основатель филиала «Q-club» в США.

    По его словам, «если на предыдущих двух конференциях об Украине говорили в связи с проэктами «Набукко», «Белый поток» и Одесса-Броды -- то на последней, при участии ЛУГАРА, преимущественно шла речь о России». Влиятельные американские политики и эксперты «обсуждали российский проект «Южный поток», попытки России повлиять на реализацию европейского проэкта «Набукко», а также ее попытку получить дополнительные возможности транспортировки энергоносителей через Ливию и игры с Норвегией» -- заявил ЗАРИЦКИЙ. «Из этого можно сделать лишь один вывод -- Украина должна идти вперед, чтобы не остаться позади» -- констатировал он. Он напомнил, что «и страны ЕС, и США вначале 90-х годов видели Украину ключевым транзитером газа и нефти, а также поставщиком электричества в европейские страны». По его мнению, «от украинцев и до сих пор ожидают ведущей роли в этих сферах». «Мы должны ответить на эти ожидания, укрепив европейскую коллективную безопасность», отметил ЗАРИЦКИЙ.

  • Виталий ДЕМЯНЮК: «Украина сохранит имидж надежного транзитера лишь в случае наведения порядка в газораспределительных сетях»

    «Реформы на внутреннем газовом рынке – это вопрос международного имиджа Украины» -- заявил пресс-службе Киевского международного энергетического клуба Виталий ДЕМЯНЮК, генеральный директор «ГАЗЕКС-Украина». «Как мы рассчитываем нажить славу надежного транзитера, если у нас нет порядка в газораспределительных сетях?», -- спрашивает он. Например, по его словам, «в Украине не могут четко сказать, как формируются потери, которые безусловно влияют на общий баланс газа».

    ДЕМЯНЮК назвал «вопрос безопасности эксплуатации газораспределительных систем неотложно важным». По его объяснениям, «одна из наших компаний -- «Днипрогаз» -- прошла через беду, которая произошла в прошлом году». По мнению директора «ГАЗЕКС-Украина», «в реконструкцию газораспределительных систем, степень сноса которых является очень значительной, необходимо вложить существенные средства». «Государство как можно быстрее должно создать надежный механизм привлечения инвестиций и в государственные, и в частные предприятия отрасли» -- отметил ДЕМЯНЮК.
    По его словам, «выдумывать велосипед здесь не нужно», поскольку «мы имеем опыт европейских стран, которые обычно отдают в долгосрочную концессию государственные объекты инфраструктуры -- в том числе, газораспределительные сети». Как объяснил директор «ГАЗЕКС-Украина», «соответствующие объекты остаются государственным имуществом, которое пользователи обязываются поддерживать в надлежащем состоянии, модернизировать, привлекать инвестиции». По его мнению, «инвестиционная составляющая безусловно должна отразиться на ценообразовании». В этой связи, «необходимо пересмотреть систему тарифов» -- считает ДЕМЯНЮК. Кроме того, по его словам, «при реформировании модели тарифообразования необходимо изменить модель функционирования внутреннего рынка газа, которая на сегодня является абсолютно дискриминационной для украинских предприятий». «Нас выжимают из ликвидных – в низколиквидные секторы энергетического рынка, где мы получаем деньги по остаточному принципу» -- объяснил директор «ГАЗЕКС-Украина». «В стране должны быть созданы правила игры, которые были бы ровными для всех» -- констатировал он.

  • Валерий БОРОВИК: «Система формирования тарифов не позволяет облгазам получать прибыль»

    «Будем откровенными, вопрос номер один – прозрачность внутреннего рынка газа» -- заявил пресс-службе Киевского международного энергетического клуба Валерий БОРОВИК, председатель правления Альянса «Новая энергия Украины». По его мнению, «если бы была прозрачной цепочка интересов -- частные хозяева облгазов, «Укртрансгаз», НАК «Нефтегаз Украины» -- было бы значительно легче урегулировать отношения между всеми игроками рынка – владельцами, государством, потребителем». В то же время, «мы практически не знаем, как работает система газоснабжения и транзита газа в стране, – ни внешняя, ни внутренняя -- из-за отсутствия четкой системы учета и контроля», считает БОРОВИК.

    По его мнению, «нет прозрачности в вопросе, куда идут финансовые потоки».«Сегодня главный заработок облгазов -- технологические потери, поскольку система формирования тарифов не позволяет получать прибыль, если параллельно ты не являешься владельцем ресурсов» -- считает председатель правления Альянса «Новая энергия Украины». По его мнению, «отсюда – и недостаток средств на реконструкцию». «Денег нет, потому что они скрываются за разными схемами -- списываются на технологические потери, по тендерным поставкам и т.п.» -- констатирует БОРОВИК.
    «Установить единственные для всех правила игры возможно лишь через понятный для всех участников Закон «О газоснабжении» -- заявил БОРОВИК. От Альянса «Новая энергия Украины», он взял на себя обязательство на следующее заседание клуба принести соответствующий проект закона, который разрабатывался специалистами компании. «Конечно, он будет не идеален, однако на его основе, при участии соответствующих специалистов, может быть разработан целостный законопроэкт, который будет поддержан обществом и руководством государства» -- считает БОРОВИК.

  • Михаил ГОНЧАР: «Вместо псевдорынка, который генерирует в газовом секторе лишь задолженности для государства, необходимо создать нормальный рынок»

    «Вместо псевдорынка в газовом секторе страны необходимо создание нормального газового рынка» -- заявил пресс-службе Киевского международного энергетического клуба Михаил ГОНЧАР, руководитель энергетических программ Центра «НОМОС». По его словам, «действующий сегодня механизм функционирования газового сектора генерирует лишь задолженности для государства, тогда как «теневые» владельцы перекачивают доходы в офшорные зоны». В то же время, «новый механизм должен генерировать необходимые финансовые средства для возобновления и удлинения ресурса существующих газораспределительных сетей за счет нормального ценообразования» -- отмечает эксперт.

    «Вместо псевдорынка в газовом секторе страны необходимо создание нормального газового рынка» -- заявил пресс-службе Киевского международного энергетического клуба Михаил ГОНЧАР, руководитель энергетических программ Центра «НОМОС». По его словам, «действующий сегодня механизм функционирования газового сектора генерирует лишь задолженности для государства, тогда как «теневые» владельцы перекачивают доходы в офшорные зоны». В то же время, «новый механизм должен генерировать необходимые финансовые средства для возобновления и удлинения ресурса существующих газораспределительных сетей за счет нормального ценообразования» -- отмечает эксперт.
    Он напомнил, что «сегодня газораспределительные газовые сети де-юре -- государственная собственность, а де-факто – частные». ГОНЧАР считает, что «необходимо соответствующим законом предусмотреть своеобразную «транспарентизацию» (люстрацию) владельцев облгазов, а также представления ими для согласования с соответствующими государственными органами планов относительно обеспечения технического развития и безопасности эксплуатации сетей». В то же время, «необходима трансформация НКРЕ в независимого регулятора рынка в духе европейских требований к такой институции, поскольку НКРЕ в ее нынешнем статусе подконтрольная правительству и его, часто популистской политике» -- отмечает эксперт. Однако, по его словам, «государство тоже право, призывая облгазы обосновывать требования повышения тарифов». То есть «необходимо создать новые прозрачные правила игры -- без этого все попытки реформировать отрасль обречены на неудачу» -- уверен ГОНЧАР.
    Он напомнил, что «руководители государства во время международных коференций и публичных встреч постоянно сталкиваются с вопросами относительно транспарентности функционирования ТЭК Украины». По мнению эксперта, «промедление с решением этого вопроса приводит к снижению привлекательности Украины в глазах зарубежных инвесторов». Поскольку «украинский ТЭК не становится прозрачнее, то не только западные, а уже и восточные партнеры (из Казахстана, Азербайджана) интересуются проектами вне Украины, с минимальными рисками», отмечает ГОНЧАР. «Где найти дурака-инвестора, который отдаст свои деньги непрозрачной с точки зрения собственности акционерной структуре?», -- иронизирует эксперт. В то же время, по его словам, в Украине «продолжает бытовать принцип -- инвестор, давай инвестиции, а сам иди прочь». «Надеяться на успех при таком подходе не приходится» -- уверен ГОНЧАР.


 [1-1]