Q Club

Политика энергосбережения в Украине, проблемы и перспективы

Проблемы энергосбережения и пути их решения

За период 1995—2005 лет снижение энергоемкости ВВП обеспечивалось по большей части за счет влияния имеющегося в промышленности структурного фактора. Стоимость постоянной составляющей энергозатрат в себестоимости продукции уменьшалась пропорционально к росту объемов производства, в результате чего динамика роста ВВП в этот период превышала динамику потребления энергоресурсов.

При этом следует отметить, что в данный момент структурный фактор, как составляющая потенциала энергосбережения – в основном исчерпано. Для сохранения существующих темпов снижения энергоемкости ВВП (4-6% ежегодно) необходимо безотлагательно задействовать технологический фактор потенциала энергосбережения. В случае неупотребления кардинальных мер, отставания показателей энергоэффективности экономики Украины от показателей развитых стран станет хроническим. Это, в свою очередь, значительно осложнит в коротко- и среднесрочной перспективе конкурентоспособность отечественного продукта на мировых рынках.

Кроме того, на темпы снижения энергоемкости ВВП влияют такие факторы:

  • несоответствие тарифов и цен на энергоресурсы расходам на их производство;
  • экономические риски, связанные с функционированием естественных монополий;
  • потребление энергоресурсов при отсутствии приборов учета;
  • высокий уровень потерь энергоресурсов при их передаче и потреблении;
  • состояние погашения взаимной задолженности на оптовом рынке электроэнергии и других рынках энергоресурсов;
  • низкий уровень внедрения энергоэффективных технологий и оборудования;
  • высокий уровень физической изношенности технологического оборудования во всех отраслях национальной экономики.

Исходя из этого, определены основные проблемы энергосбережения, которые требуют первоочередного решения:

  1. Приведение отдельных положений законодательства в сфере энергосбережения в соответствие с экономической ситуацией. В частности создание условий экономического стимулирования хозяйственных субъектов к повышению эффективности использования энергоресурсов.
    Путем решения этой проблемы является разработка проектов изменений в налоговом законодательстве относительно ограничений валовых расходов за энергоресурсы, употребленные хозяйственными субъектами, и установления сбора за перерасходы энергоресурсов сверх нормы.
  2. Усовершенствование порядка нормирования удельных расходов энергоносителей — принятие новой редакции Закона Украины «Про энергосбережение» — Закона Украины «Про энергоэффективность».
  3. Создание системы новых энергетических стандартов — принятие новой редакции Закона Украины «Про энергосбережение» — Закона Украины « Про энергоэффективность».
  4. Усовершенствование системы государственной экспертизы из энергосбережения — принятие новой редакции Закона Украины «Про энергосбережение» — Закона Украины «Про энергоэффективность».
  5. Внедрение обязательной статистической отчетности относительно использования энергоресурсов — принятие новой редакции Закона Украины «Про энергосбережение» — Закона Украины «Про энергоэффективность».
  6. Создание единственного механизма государственного контроля в сфере энергосбережения и энергоэффективности, избегая дублирования функций органов государственного управления в этих сферах — принятие новой редакции Закона Украины «Про энергосбережения» — Закона Украины «Про энергоэффективность».
  7. Установление адекватной юридической ответственности юридических лиц, должностных лиц и граждан за неэффективное использование топливно-энергетических ресурсов, а именно: подготовка изменений к соответствующим статьям Кодекса Украины об административных правонарушениях относительно увеличения размеров штрафов за правонарушение в сфере энергосбережения; внедрение финансовой ответственности юридических лиц за неэффективное использование топливно-энергетических ресурсов.
  8. Обеспечение перехода к массовому применению и замене на современные приборы учета потребления энергоресурсов. Существует необходимость упорядочения оплаты за употребленные ресурсы потребителями жилищно-коммунальных услуг, которая на данный момент проводится по большей части по установленным нормам, которые значительно превышают фактические объемы потребления ресурсов;
    Путем решения этой проблемы есть принятие Закона Украины “О коммерческом учете ресурсов, передача которых осуществляется сетями”.