Q Club

Участники рынка обсудили состояние и перспективы имплементации ЕІТІ в Украине

В ходе конференции «Состояние и перспективы имплементации ЕІТІ в Украине», организованной Киевским международным энергетическим клубом «Q-Club» при поддержке Института управления природными ресурсами (Natural Resource Governance Institute), Международного секретариата ЕІТІ и Международного фонда «Возрождение» было отмечено участниками, что политическая ситуация и мощный общественный запрос на антикоррупционные меры могут быть использованы для ускорения движения Украины к выполнению стандарта Инициативы прозрачности добывающих отраслей (ЕІТІ).

Поддержку инициативе выразили работники Минэнергоугля, члены Многосторонней группы заинтересованных сторон по реализации ЕІТІ , представители профильного комитета Верховной Рады, Всемирного банка, специалисты диппредставительств ЕС, США, Германии, Норвегии, Великобритании, Швеции и др., руководители добывающих компаний, эксперты.

По мнению заместителя глава НАК «Нафтогаз Украины» , президента Киевского международного энергетического клуба «Q-Club» Александра Тодийчука, в вопросе внедрения стандартов прозрачности Украине следует ориентироваться на передовые страны — например, Норвегию. Эту позицию поддержал эксперт, президент Центра глобалистики «Стратегия ХХ» Михаил Гончар, который настоял на самом высоком уровне политического представительства правительства в ЕІТІ (пока уполномоченным Кабмина по реализации ЕІТІ по должности является министр энергетики).

резидент компании Grant Thornton Александр Чалый отметил три стратегических риска для ЕІТІ , связанные с общей архитектурой энергетических рынков Украины: действующие бизнес-модели (прозрачность не является элементом доходности), монополизацию (интерес недопущения конкуренции), приватизацию (интерес занижение стоимости активов) .

«Динамика развития ЕІТІ свидетельствует, что этот стандарт стал действительно мировым — только в 2014 году к Инициативе присоединились США и Великобритания, заявление о намерениях присоединиться сделала Германия. На очереди — Австралия, Франция, Италия. Но и ЕС, и США на практике уже реализуют этот стандарт в своем законодательстве. Кстати, Украина тоже должна двигаться по этому пути, поскольку европейская Директива по прозрачности и подотчетности, которая включена в план имплементации Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС «, — сказала Елена Павленко, президент аналитического центра DiXi Group.

Среди ключевых вызовов для процесса ЕІТІ в Украине, на которые было обращено внимание, что есть решение по соглашению с Всемирным банком о финансировании рабочего плана, налаживание межведомственного диалога (в частности с Минфином) и сотрудничестве в треугольнике «Президент — парламент — правительство». Еще одна преграда, которую вспомнила представитель Минэнергоугля Лариса Микитко — отсутствие национального секретариата ЕІТІ в Украине.
Отдельный вопрос — это расширение стандарта ЕІТІ на угольную отрасль, особенно в условиях ведения военных действий на Донбассе. Станислав Игнатьев из Института местного развития поделился рассказал о результатах специального исследования, которое показало сложную ситуацию с отчислениями угледобывающих компаний в местные бюджеты и в пользу профсоюзных организаций.
Несмотря на это, участники мероприятия отметили значительную помощь со стороны общественных организаций, Международного секретариата ЕІТІ ,привлеченного консультанта из банка.
В ходе конференции Алексей Орловский, директор программы «Демократическая практика» Международного фонда «Возрождение», который много лет поддерживает процесс ЕІТІ в Украине отметил, что стоит говорить не только о вызовах, но и о истории успеха: например, в транзит и транспортировка углеводородов были включены в стандарт ЕІТІ после пилотного проекта группы стран, в т.ч. Украина.
Особо горячей стала дискуссия по поводу системы отчетности добывающих компаний. Как пояснил Александр Шумский, представитель Государственной фискальной службы, что на сегодня игроки рынка ведут как минимум два-три различных видов отчетности — статистическую, налоговую, бухгалтерскую (по международным стандартам).
Участники мероприятия позже добавили, что существует еще один вид отчетности — управленческая, которая дает понимание реальной себестоимости продукции и прибыльности.
Следовательно, при введении стандарта ЕІТІ есть необходимость не вводить новую форму отчетности, которая негативно воспринимается бизнесом, а ввести отраслевую отчетность исключительно по международным стандартам IFRS или FASB, что совместимо с требованиями ЕІТІ и позволяет показать реальную инвестиционную привлекательность активов.
Как отметила эксперт Светлана Голикова, изменения необходимы как на уровне первичного (Кодекс о недрах), так и вторичного законодательства, в частности для внедрения нового закона о раскрытии данных о конечных выгодоприобретателей.
Как отметил партнер CMS Cameron McKenna Виталий Радченко, ЕІТІ должно быть обязательным стандартом, который государство должно насаждать еще и потому, что он позволяет оценить качество фискальной политики.
Кстати, последнюю в ходе конференции сильно критиковали представители добывающих компаний, в частности в контексте повышения ставок платы за пользование недрами.

Но тем не менее, благодарность от добытчиков получил председатель Государственной службы геологии и недр Дмитрий Кащук, который рассказал о достижениях ведомства, в т.ч. по большей прозрачности. Так, открыто реестры недропользователей, упрощена процедура доступа к геологической информации, планируется запуск геоинформационной системы раскрытия информации будет протестировано новый порядок выдачи спецразрешений (по результатам электронных аукционов), готовится новый порядок проведения проверок (на основе просмотра критерии оценки рисков).
В общем, игроки рынка согласились, что ЕІТІ — это плюс для частных компаний, поскольку большая публичность делает их более привлекательными для инвесторов. Также они заинтересованы знать, куда государство тратит средства, уплаченные ими в виде налогов, сборов и других платежей.
Причем, в кампании в пользу введения ЕІТІ важна не только позиция бизнеса, но и территориальных общин, местных общественных организаций. Собственно, лейтмотивом дискуссии стало убеждение участников в том, что именно осведомленность общества, включение общественности и больше общественное давление смогут подтолкнуть энергетический сектор Украины к большей прозрачности.

Теги